Яндекс.Метрика

 

Государственный Комитет
по делам архивов Республики Крым,
г. Симферополь, ул.Павленко, 1а
Телефон 8 (3652) 60-58-90

ГКУ РК "Государственный архив
Республики Крым", г. Симферополь,
ул. Кечкеметская, 3
Телефон 8 (3652) 60-58-52

 
  • Противодействие коррупции
  • Реестр уникальных документов
  • Крымско-Московские чтения
  • Капитальный ремонт
  • Правовое просвещение
  • Методический кабинет
  • VOV-ico 

     

    Конкурс

    LogoCMC 

     

    Видео

    Аудио

     Daudio

     

    Полезные ссылки

    SovMin


     

     


    OprosAK


    PFR


    Baner



     


    img6


    vk logo-odnoklassniki  telegram-logo

    Совместный проект телеканала "Крым-24" и Государственного комитета по делам архивов Республики Крым

    Screenshot 2020-03-23  Проекты - телеканала КРЫМ24 новости видео crimea24 tv

     


     

    Рождественские и новогодние праздники в России

     

    10 декабря 1699 г. (7208 г. от сотворения мира) царь Петр Алексеевич повелел ввести в России новое летоисчисление: как во всей Европе – с Рождества Христова, а не от сотворения мира, и первым днем нового года считать 1 января. 20 декабря очередным указом он расписал и протокол этого мероприятия: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве <…> по большим и проезжим  знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней аптеки. А людям скудным каждому хоть по деревцу, или ветви на ворота, или над храминою своей поставить; и чтоб то поспело, ныне будущего января к 1 числу сего года. А стоять тому украшению января по 7-й день того же 1700 года. Да января ж в 1 день, в знак веселья, друг друга поздравляя Новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет <…> каждому на своем дворе из небольших пушечек, буде у кого есть, и из несколько мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится». В Петербурге торжества начались с 1704 г. Согласно источникам, празднование нового года сопровождалось салютами и пушечной пальбой до конца екатерининского царствования. Главными чертами новогоднего праздника в это время были не застолья, а массовые гулянья.

     

    Новогодние маскарады, на которые приглашались все слои общества, приобрели большую популярность при Екатерине II. Особенно блестящими и оживленными были новогодние маскарады в Зимнем дворце. Более 5 тыс. билетов раздавалось желающим быть там. С 8 часов вечера ряд великолепных комнат дворца открывался и буквально за час наполнялся пестрой, весело шумевшей толпой. При этом, представители дворянства являлись в домино, а купцы и мещане в русских национальных костюмах, несколько приукрашенных. Это была как бы выставка одежд, носимых в данное время жителями Российской империи. Многие купчихи украшали себя дорогим жемчугом, расколотым для большего эффекта на половинки. Традиция проведения таких новогодних маскарадов сохранялась до начала правления императора Александра III.

     

    Начиная с царствования императора Николая I в России зарождаются традиции и рождественской елки. По воспоминаниям баронессы М.П. Фредерикс, фрейлины императрицы Александры Федоровны, этот обычай был ввезен из Пруссии в Россию принцессой Шарлоттой, будущей императрицей Александрой Федоровной. Первоначально елки устраивались только в императорском дворце. М.П. Фредерикс писала: «накануне Рождества Христова, в сочельник, после всенощной, у императрицы была всегда елка для ее августейших детей, и вся свита приглашалась на этот семейный праздник. Государь и царские дети имели каждый свой стол с елкой, убранной различными подарками, а когда кончалась раздача подарков самой императрицей, тогда входили в другую залу, где был приготовлен большой, длинный стол, украшенный разными фарфоровыми изящными вещами с императорской Александровской мануфактуры. Тут разыгрывалась лотерея между всей свитой, государь обыкновенно выкрикивал карту, выигравший подходил к ее величеству и получал свой выигрыш-подарок из ее рук. Эти подарки состояли из разных вещей соответственно летам; в детстве мы получали игрушки, в юношестве – книги, платье, серебро; позже – бриллианты и т.п.», «примерно за неделю до Рождества и «большой елки», как мы ее называли в детстве, у великих княжон Марии, Ольги и Александры Николаевн, в какой-нибудь выбранный день, делалась так называемая нами «маленькая елка»: тут юные великие княжны и малолетние великие князья дарили друг другу разные безделушки».

     

    Постепенно такие празднования Рождества и Нового года вышли за пределы императорских резиденций и с 1830-х гг. стали набирать все большую популярность. Главным символом обоих праздников стала елка, которую, по обычаям того времени, украшали конфетами, пряниками, фигурными сластями и разнообразными по форме бонбоньерками с конфетами и печеньями внутри. В кондитерских продавали уже украшенные елки. Кроме того, к праздникам кондитерские заполнялись не только сластями, но и самыми разными подарками для детей: куклами, наборами цветных карандашей и т.п. Стали появляться и специальные мастерские по изготовлению елочных украшений.

     

    Покупку и украшение елкиот детей, как правило, скрывали. Доступа в комнату, где стояла елка до всенощной не было, а после службы на ней зажигали свечи.Во многих семьях стала традиционной игра в «передачу», когда подарки завертывались в несколько слоев бумаги, а разворачивать их надо было постепенно, передавая подарок тому, чье имя значилось на очередной обертке. В вопросах по выбору подарков к Рождеству особых норм не существовало, только в конце XIX в. возникла традиция дарения новогодних и рождественских открыток. Сюжеты таких открыток были очень разнообразны: Е.М. Бем, Е.П. Лебедева-Анохина и А.А. Лавров чаще всего изображали очаровательных детишек, Б.В. Зворыкин - шутливые деревенские сценки, Н.Н. Каразин - крестьян, С,Ф. Плошинский - барышень XVIII в. Также на открытках можно было встретить русские церкви, зимние пейзажи, лапки елок.

     

    Со второй половины XIX в. новогодний праздник стал обретать знакомые нам черты. Елку можно было увидеть уже не только в Зимнем дворце, но в домах знати, чиновников, купцов и мещан. Появились и первые елочные базары. В 1852 г. в Петербурге в Екатерингофском парке была устроена первая публичная елка, и с этого времени она стала традиционным новогодним мероприятием. Представление о том, как в течение XIX в. изменялись новогодние традиции, дают записи в дневнике известного ученого и цензора А.В. Никитенко. Сравним записи за 1 января 1829, 1831, 1863 и 1874 гг.: «1 января 1829 года. 12 часов ночи. Новый год встречаю я с пером в руке: приготовляю юридические лекции» (в это время автор дневника только что закончил университет и начал службу в Канцелярии попечителя Петербургского учебного округа), «1 января 1831 года. Новый год встретил у Деля. Собрание было большое, и все, кажется, веселились. Старинный обычай являться в масках еще держится <…> Поутру в Новый год я был осажден поздравителями. Никогда еще не бывало у меня такой толпы разнородных лиц – знак, вероятно, что и меня начинают считать за человека», «1 января 1863 года. Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А, впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего», и наконец, «1 января 1874 года. У меня для встречи Нового года была приготовлена, по обыкновению, бутылка шампанского, и мы, то есть я и мои домашние, встречали его с бокалами довольно живо, если не весело, и просидели до половины второго часа ночи».

     

    Постепенно традиция празднования елки распространилась и на учебные и учебно-воспитательные заведения. Первыми ее переняли те из них, которые находились под непосредственным патронатом императорской семьи, и в первую очередь, в институтах благородных девиц. Выпускница училища ордена св. Екатерины 1856 г. Анна Владимировна Стерлигова (урожд. Дубровина), вспоминая о своих институтских годах, уделяет внимание и празднованию Рождества в 1851г.: «Праздник Рождества начался всенощной и обедней в день Рождества.  После обедни возвратились в дортуар, где все разбрелись по разным местам или уселись на свои места за кроватями; кто читал, кто шил костюмы, кто делал украшения на елку. Маленькие сравнительно с большими мало наряжались, ограничиваясь обходом в костюмах своих дортуаров маленького класса. Большие целыми группами, в черных шелковых или уродливых масках ходили везде. Здесь были и Пьеретты и Papes de fous, цветочницы, цыганки, маги, были и оригинальные костюмы, и чрезвычайно дорогие; некоторым присылали из Большого театра. Устройство елки было другим развлечением. Маленькие довольствовались их устройством в дортуарах; большие в физической или рисовальной зале. Каждое отделение старалось богаче ее [елку – Н.К.] украсить. Кроме того, каждая из нас имела право вешать на елку подарки, предназначенные своим обожательницам. После зажжения елки играли на фортепиано, танцевали, приходили приглашенные на елку, приезжали родные, которых угощали и подносили подарки».

     

    Рождественские и новогодние гуляния стали использовать и для проведения благотворительных мероприятий.

     

    К рубежу XIX-XX вв. елки в учебных заведениях стали традиционными, проводились они практически повсеместно. Например, в 1891 г. В Симферопольской мужской гимназии все мероприятие было полностью организовано и проведено силами учащихся и педагогов учебного заведения. Здесь мы не увидим никаких рождественских хороводов или постановок, программа напоминает скорее обыкновенный праздничный концерт: чтение стихов и басен, исполнение русских народных песен и детских танцев.

     

    С конца XIX в. стало популярным отмечать Новый год в ресторанах, в отличие от Рождества, которое продолжало оставаться домашним праздником и отмечалось только в семейном кругу. В связи с этим многие рестораны столицы стали разрабатывать особые новогодние меню и поздравления для своих клиентов.

     

    Важным событием, изменившим и судьбу страны в целом, и зимних праздников в частности, стали Первая мировая война, революция 1917 года, приход к власти большевиков. Уже с 1914 года начинается борьба с использованием елки как главного атрибута Нового года и Рождества, так как родиной данной традиции является Германия. Одновременно в новогодние и рождественские торжества проникают военные мотивы.

     

    В первые годы революции и Гражданской войны большевики не вели активной борьбы со старыми праздниками: продолжались ярмарки и гуляния, подарки и елки.

     

    В 1924 году был взят курс на изживание дореволюционных традиций, прежде всего религиозных. Несмотря на то, что Новый год напрямую не был связан с религией, его празднование было тесно переплетено с Рождеством и Крещением, поэтому и это торжество оказалось в «черных списках». Начиная с 1929 года, зимние праздники были официально отменены. Принимается ряд распоряжений, направленных на применение репрессивных мер к тем, кто продолжал старые обычаи.

     

    Существенные изменения принес 1935 год: 28 декабря в главной газете страны «Правда», по инициативе верховного руководства страны, была опубликована статья П.П. Постышева, призывавшая вернуть детям новогоднюю елку. С этого момента начинается создание новых, уже советских, атрибутов Нового года. Естественно, советские идеологи опирались и на дореволюционные традиции, но при этом попытались исключить всю религиозную составляющую данного праздника.

     

    С 1947 года 1 января вновь стал праздничным днем. А в 1954 году впервые зажглась главная елка страны — Кремлевская.

     

    С приходом к власти Н.С. Хрущева новогодние торжества стали по-настоящему масштабными, что было обусловлено воспоминаниями о тяжелых военных годах.

     

    Постепенно Новый год стал обретать привычные для нас черты и символы — в 1962 году впервые был показан новогодний «Голубой огонек». Кроме того, в продаже накануне праздников появлялись мандарины, также ставшие одним из новогодних символов.

     

    С 1976 года появилась новая традиция - новогоднее обращение, которое в том году было от Леонида Ильича Брежнева. А при Михаиле Сергеевиче Горбачёве эта традиция и вовсе перешла на регулярную основу.

     

    На выставке представлены документы из фондов Государственного архива Республики Крым. Все они выставляются впервые.

     

    В заключении хотелось бы привести текст новогоднего пожелания гимназиста Юрия Васильева:

     

    Пожелаем единений,

     

    Дел, кипящих кипятком,

     

    Смелых, стойких настроений,

     

    Светлой бодрости кругом,

     

    Чтоб тяжелые работы

     

    Нам легко переносить,

     

    Чтобы скорби и заботы

     

    В светлый праздник обратить.

     

    К людям более участья,

     

    Меньше думать о себе,

     

    «Богатырство выше счастья»

     

    Начертать в своем гербе.

     

    Острой мыслью, как пилою,

     

    Путы все перерезать,

     

    Битву с тьмою и со мглою

     

    Дружно, гордо продолжать.

     

     

     

    Тематический перечень документов

    Название темы:Традиции празднования Нового года и Рождества Христова.

     

    п/п

    Дата документа

    Заголовок документа или дела,

    аннотация к документу или делу

    Поисковые данные

    (ф., оп., д., лл.)

    Примечание

    размер документа

    1

    2

    3

    4

    5

      1.                 

    10 декабря 1699 г.

    Именной указ Петра I  «О писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от «Рождества Христова, а не от сотворения мира»

    Печ. экз.

    ПСЗ. Т. III. Ст. 1735

     

      2.                 

    20 декабря 1699 г.

    Именной указ Петра I О праздновании Нового года

    Печ. экз.

    ПСЗ. Т. III. Ст. 1736

     

      3.                 

    30 января 1843 г.

    Письмо  коллежской асессорши Н. Расторгуевой Таврическому губернатору М. М. Муромцову  о приглашении желающих приобрести ее  сочинение «Мысли русского  вслух на новый год»

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 13132. Л. 1-2 об.

     

      4.                 

    5 января 1874 г.

    Сообщение министра внутренних дел   А.Е. Тимашева начальнику Таврической губернии  о верноподданнических поздравлениях, принесенных крестьянами Бердянского уезда по случаю Нового  года

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 26. Оп. 1. Д. 26158. Л. 1-1об.

     

      5.                 

    8 января 1891 г.

    Разрешение попечителя Одесского учебного округа Х.П. Сольского директору  Симферопольской мужской гимназии С.Ф. Коропочинскому  устроить в зале гимназии литературно-музыкальный вечер в дни празднования Нового года

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. Д. 640. Л. 1

     

      6.                 

    1891 г.

    Программа литературно-музыкального вечера

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. Д. 640. Л. 4-4об.

     

      7.                 

    10 января 1907 г.

    Поздравительная открытка с Новым годом

    вел. кн. Никите Александровичу Романову от 

    кн. Н. Путятина

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 3. Л. 3-3об.

     

      8.                 

    24 февраля 1911 г.

    Поздравительная открытка с Новым годом

    вел. кн. Никите Александровичу Романову от

     кн. Н. Путятина

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 3. Л. 5-5об.

     

      9.                 

    31 декабря 1914 г.

    Поздравительная открытка с Новым годом

    вел. кн.  Дмитрия Александровича от вел. кн. Никиты Александровича

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 55. Л. 2-2об.

     

    10.               

    31 декабря 1914 г.

    Письмо кн. Л.Н. Голицыну с новогодними поздравлениями

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 186. Оп. 1. Д. 1. Л. 33

     

    11.               

    21 декабря 1915 г.

    Открытое письмо вел. кн. Дмитрию Александровичу Романову от вел. кн. Никиты Александровича Романова  с поздравлением «с елкой»

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 55. Л. 19-19об.

     

    12.               

    25 декабря 1915 г.

    Открытое письмо вел. кн. Дмитрию Александровичу Романову от вел. кн. Никиты Александровича Романова  об устройстве елки у матери

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 55. Л. 21-21б.

     

    13.               

    28 декабря 1915 г.

    Открытое письмо вел. кн. Дмитрию Александровичу Романову от вел. кн. Никиты Александровича Романова  о посещении елки в лазарете

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 55. Л. 23-23об.

     

    14.               

    29 декабря 1915 г.

    Открытое письмо вел. кн. Дмитрию Александровичу Романову от вел. кн. Никиты Александровича Романова с новогодними поздравлениями

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 55. Л. 24-24об.

     

    15.               

    21 декабря 1916 г.

    Поздравительная открытка с Новым годом  и Рождеством Христовым

    вел. кн. Никите Александровичу Романову от  вел. кн. Ольги Александровны

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 14. Л. 14-14об.

     

    16.               

    б/д

    Поздравительная открытка с Рождеством Христовым

    вел. кн. Никите Александровичу Романову

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 47

     

    17.               

    б/д

    Поздравительная открытка с Новым годом вел. кн. Дмитрию Александровичу от Николая Юрьева

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 64. Л. 2-2 об.

     

    18.               

    б/д

    Поздравительная открытка с Новым годом вел. кн. Дмитрию Александровичу от Николая Юрьева

    Подлинник

    ГА РК. Ф. 532. Оп. 1. Д. 64. Л.  4-4об.

     

    19.               

    27 декабря 1924 г.

    План празднования Нового года

    Машинопись

    ГА РК. Ф.  Р-2766. Оп. 2. Д. 210. Л. 25-26

     

    20.               

    20 ноября 1940 г.

    Приказ №3327 по Народному комиссариату просвещения Крымской АССР об организации работы в зимние каникулы

    Подлинник

    ГА РК. Ф. Р-20. Оп. 10. Д. 235. Л. 166-167

     

     

    21.               

    Не позднее 10 января 1943 г.

    Пригласительный билет на елку в научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия «Никитский сад  и Магарач»

    Подлинник

    ГА РК. Ф. Р-2402. Оп. 1. Д. 14

     

    22.               

    1 января 1948 г.

    Славные итоги 1947 года

    Печ. экз.

    Большевистский  путь. 1 января 1948 г.

     

    23.               

    Декабрь 1951 г.

    Поздравление бойцов и командиров РККА от имени коллектива научных сотрудников Крымского филиала АН СССР

    Машинопись

    ГА РК. Ф. Р-3866. Оп. 1. Д. 589. Л. 1-2

     

    24.               

    1 января 1958 г.

    Передовица газеты «Заря коммунизма»

    Печ. экз.

    Заря коммунизма. 1 января 1958.

     

    25.               

    28 декабря 1958 г.

    Толстов В. Как устроить новогоднюю елку

    Печ. экз.

    Заря коммунизма. 28 декабря 1958.

     

    26.               

    28 декабря 1958 г.

    Горбунов М. Разве родным не обидно за них?

    Печ. экз.

    Заря коммунизма. 28 декабря 1958.

     

    27.               

    1960 г.

    Докладная записка уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Крымской области А. Гуськова о посещении церквей Крымской области 6-8  января 1960 г. в дни религиозного  праздника «Рождества»

    Подлинник

    ГА РК. Ф. Р-2647. Оп. 5. Д. 153. Л. 2-3

     

    28.               

    1967 г.

    Торжественное послание патриарха Московского и Всея Руси Алексия архипастырям, пастырям и всем чадам Русской православной церкви

    Печ. экз.

    ГА РК. Ф. Р-3909. Оп. 1. Д. 6. Л.  44-45об

     

    29.               

    1991 г.

    Поздравительная открытка с Новым годом  Государственному архиву Крымской области от Государственного архива Донецкой области

    Подлинник

    ГА РК. Ф. Р-5042. Оп. 3. Д. 15. Л. 5-5об.

     

    30.               

    1997 г.

    Поздравительная открытка с Рождеством Христовым    Государственному архиву при Совете Министров АРК от Генеалогического общества Юты

    Подлинник

    ГА РК. Ф. Р-5042. Оп. 3. Д. 15. Л.  8-9

     

    31.               

    24 декабря 2006 г.

    Поздравление с Новым годом и Рождеством Христовым Государственному архиву в АРК от  Государственного архива Донецкой области

    Подлинник

    ГА РК. Ф. Р-5042. Оп. 3. Д. 15. Л.  67

     

    32.               

    2008 г.

    Поздравление Л.П. Кравцовой от митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с Рождеством Христовым

    Подлинник

    ГА РК. Ф. Р-5042. Оп. 2. Д. 17. Л. 2

     

    33.               

    2008 г.

    Поздравление  Л.В. Гурбовой  от городского головы г. Евпатории А. Даниленко с Новым годом и Рождеством Христовым

    подлинник

    ГА РК. Ф. Р-5042. Оп. 3. Д. 15. Л.  111-111об.

     

    34-62

    б/д

    Новогодние и рождественские открытки

    Печ.экз.

    Личные коллекции

     

     

    Составители: начальник отдела использования информации документов                                        Н.В.Колышницына   

                                           

     

    3-1
    3-1 1
    3-2
    3-3
    3-3 1
    4-1
    5 1
    6-1
    6-1 1
    7-1
    7-1 1
    8-1
    8-1 1
    8-2 1
    9-1
    10
    11-1
    11-2
    12-1
    13-1
    13-2
    14-1
    14-2
    15-1
    15-2
    16
    16 1
    20-1 1
    20-2
    21 1
    23-2 1
    28-3
    29-1
    29-2
    29-2 1

     

     

    OG

    sm 

     

    Baner

    Архив новостей

    << < Декабрь 2021 > >>
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    28 29 30 31